Сад Клода Моне в Живерни

«И вот, наконец, в конце дороги появляется Живерни; деревня мила, но несколько лишена характера — наполовину деревня, наполовину маленький городок. Но вдруг, прямо перед вами, если доехать до конца и далее двигаться в сторону Вернона, не испытывая желания где-либо остановиться, вас приветствует новое и необычное зрелище, неожиданное, как всякий сюрприз. Представьте себе все краски палитры, все тона фанфар — это сад Моне».
Так описывал в начале XX века художественный критик Фигаро Арсен Александр свое первое впечатление от Живерни, где Моне провел вторую половину своей жизни. Став независимым в середине восьмидесятых годов благодаря регулярной продаже своих картин, он смог в 1890 году купить дом. Со страстью он отдался хлопотам на участке земли, который с годами ему удалось увеличить и который требовал все возрастающих расходов. Моне создал свой домашний очаг и свой рай — сад в Живерни.
Начало было далеко не простым. Неженатая пара с восемью детьми непременно должна была вызвать враждебность и подозрительность среди крестьянского окружения. Действительно, приезжает какой-то человек, современный художник. Каждое утро с восхода солнца он бродит по полям, сопровождаемый детьми, которые везут за ним в тачке живописные принадлежности и холсты, устраивается перед стогами сена или деревьями, чтобы какими-то несусветными мазками изобразить их на этих холстах, которые он, к тому же, почти ежеминутно постоянно меняет.
Сметливые крестьяне скоро поняли, как можно извлечь выгоду из этого курьезного, бестолкового человека. Они потребовали дорожной платы, когда он пересекал дорогу, отправляясь в луга на свои мотивы, и норовили утащить стог или спилить тополь, которые Моне начал писать. Немалого труда и расходов стоило ему сохранить свои мотивы. Когда же позднее он вдобавок решил устроить пруд с экзотическими растениями, жители деревни подняли бурю, поскольку, по их мнению, растения могли испортить белье, которое стирают в реке, или отравить пасущийся рядом с садом скот.
Вопреки всем этим трудностям из заросшего травой, засаженного редкими яблонями нормандского огорода благодаря усилиям всей семьи возник сад, вошедший в историю. Позднее Моне признавался, что однажды он взял в руки каталог и просто заказал по нему все имеющиеся в нем названия растений (как известно, он часто так поступал).
Со знанием дела и безграничным терпением создавал он плодородный и наполненный непрерывно цветущими растениями эдемский сад, который упомянутый господин Александр описывал так: «Куда бы вы ни обернулись, у ваших ног, над вашей головой, на высоте груди находятся пруды, гирлянды цветов, цветущие изгороди одновременно из диких и садовых растений, гармоничные сочетания которых меняются и обновляются в каждое время года”. Направляющая рука Моне отвела каждому цветку свое место.